Чёткое разборчивое произношение звуков речи как изолированно, так и в речевом потоке, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.)
Как показывают результаты обследования детей, у всех, кому рекомендовано обучение в логопедической группе, отмечаются нарушения в работе тех или иных органов артикуляции. Это проявляется в их недостаточной подвижности, нарушении координации движений, переключаемости от одного движения к другому, и прочее.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Поэтому, артикуляционные упражнения являются первыми и главными помощниками на пути по преодолению нарушений произносительной стороны речи.
Существуют следующие требования к проведению артикуляционной гимнастики:
— необходимо определить место для занятий, где никто не будет вам мешать;
— выполнять гимнастику следует сидя пред зеркалом под контролем взрослого;
— лучше выполнять упражнения перед едой, не более 5-ти минут;
— на начальном этапе рекомендуется выполнять гимнастику под счёт, не торопясь;
— при выполнении артикуляционной гимнастики очень важно эмоциональное состояние ребёнка, поэтому все упражнения даются в игровой форме;
— каждое упражнение выполняется 6-8 раз (минимум 7 секунд), постепенно увеличивая время выполнения;
— не надо торопиться и начинать выполнять новое упражнение, если ребёнок не освоил предыдущее;
— выполнять гимнастику необходимо ежедневно, 2-3 раза.
Желаю успеха!
Автор пособия — Костыгина В.Н.